Чинопоследование Таинства

Схема чинопоследования
Вынос Креста и Евангелия на аналой.
Увещание священника перед Исповедью.
Возглас: “Благословен Бог наш…”.
“Обычное начало”.
Чтение 50-го псалма.
Тропари.
“Господи, помилуй” (40 раз).
Молитва: “Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном…”.
Обращение священника: “Се, чадо…”.
Чтение Символа Веры.
Вопросы исповеднику о согрешениях, личная исповедь.
Наставление не повторять грехи.
Молитва: “Господи Боже, спасения рабов Твоих…”.
Тайносовершительная молитва: “Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами…”.
“Достойно есть…”.
“Слава, и ныне…”.
Отпуст.
Наставления духовника кающемуся.
Назначение канона против согрешений.

 

Чинопоследование Таинства делится на две части.
Первая часть совершается одновременно для всех исповедников, вторая – индивидуально для каждого кающегося.
Таинство начинается возгласом:
“Благословен Бог наш…”.
Затем читается “обычное начало”, Господи, помилуй (12 раз), “Слава, и ныне”, “Приидите, поклонимся” (трижды).
После этого читается 50-й псалом.
Затем тропари: “Помилуй нас, Господи, помилуй нас”, “Слава”: “Господи, помилуй нас…”, “И ныне”; “Милосердия двери отверзи нам…”.
“Господи, помилуй” (40 раз).
Священник восклицает: “Господу помолимся!” и читает молитву: “Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном…”.
Все эти молитвословия являются подготовительными ко второй части чинопоследования – личной исповеди.
Первая часть последования заканчивается тем, что священник подходит к аналою и, встав лицом к кающимся, произносит: “Се, чадо, Христос невидимо стоит…”. В этом обращении раскрывается, что священник, принимающий Исповедь, не является для исповедника простым собеседником, но представляет собой свидетеля таинственной беседы кающегося с Богом.

 

Вторая часть последования начинается совместным прочтением Символа веры и продолжается собеседованием священника с каждым исповедником отдельно.
Происходит это следующим образом: кающийся, подойдя к аналою, делает земной поклон перед лежащим на аналое крестом и Евангелием. Если исповедников много, этот поклон делается заранее. Во время собеседования священник и исповедник стоят у аналоя; или батюшка сидит, а кающийся стоит на коленях.
Ожидающим своей очереди ни в коем случае нельзя подходить близко к месту где совершается Исповедь, дабы исповедуемые грехи не были им слышны, и тайна не была бы нарушена. В этих же целях собеседование должно совершаться вполголоса.
Если исповедник является “новоначальным”, то Исповедь может строиться так, как это отражено в Требнике:духовник задает кающемуся вопросы по списку. На практике, впрочем, перечисление грехов совершается в первой, общей, части Исповеди. Список грехов, перечисляемых при этом священником, дан сразу за этой главой.
Затем священник произносит “Завещание”, в котором он призывает исповедника не повторять исповеданных им грехов. Впрочем текст “Завещания” в том виде, в котором он напечатан в Требнике, читается редко, большей частью священник просто дает исповеднику свои наставления. После того как Исповедь закончена, священник читает молитву “Господи Боже, спасения рабов Твоих…”, которая предшествует тайносовершительной молитве Таинства Покаяния.
После этого исповедник становится на колени, и священник, накрыв ему голову епитрахилью, читает разрешительную молитву, содержащую тайносовершительную формулу:
“Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имярек), вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь”.
Затем священник осеняет главу исповедника крестным знамением.
После этого исповедник встает с колен и целует Святой крест и Евангелие. Если духовник считает невозможным отпустить исповеданные грехи ввиду их тяжести или других причин, то разрешительная молитва не читается и исповедник не допускается к Причастию. При этом может назначаться епитимья на определенный срок.
Затем читаются заключительные молитвословия “Достойно есть…”, “Слава, и ныне…” и священник творит отпуст.
Заканчивается Исповедь наставлениями духовника кающемуся и назначением ему для чтения канона против его согрешений, если священник найдет в этом необходимость.

(561)

Добавить комментарий