Чинопоследование Таинства

Схема чинопоследования
1. Помазание святым Миром.
2. Хождение вокруг купели.
3. Обряды восьмого дня (Омывание святого Мира).
4. Пострижение власов.

 

Помазание святым Миром
Таинство Миропомазания совершается непосредственно после Таинства Крещения. Как только крещенного одели в белую одежду, священник читает над ним молитву и помазывает его святым Миром:
И по молитве помазýет крестившагося святым Миром, творя креста образ: на челе, и очесéх, и ноздрéх, и устéх, и обоих ушесéх, и пéрсех, и руках, и ногах (наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп), и глаголя:
“Печать дара Духа Святаго. Аминь”“. Эти слова являются тайносовершительной формулой Таинства Миропомазания и произносятся при помазании каждой части тела.
Эта “Печать дара Духа Святаго” сохраняет и защищает нашу целостность, это знак нашего высокого призвания, это начало обожeния, которое, начавшись в этот момент, должно быть бесконечным.
Перед совершением Миропомазания тело крещенного насухо вытирается, особенно те места, которые будут помазаны. В указаниях для священнослужителей говорится, что помазывать части тела святым Миром следует “не скудно”. Восприемникам и всем, присутствующим при совершении Таинства, следует знать, что до омовения помазанных частей тела никто не должен прикасаться к ним руками.

 

Хождение вокруг купели
Это шествие совершается в ходе чинопоследования Миропомазания непосредственно после помазания крещаемого святым Миром. Крещенный со свечой в руках и его восприемники под руководством священника трижды обходят вокруг купели, в направлении против движения солнца. В это время поется стих: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекóстеся. Аллилуиа” (трижды). Если крестят младенца, свечу держат его восприемники. Как уже упоминалось, крестный ход, с которого начинается Пасхальное богослужение, в древности был шествием новокрещенных в храм.

 

Омывание святого Мира
Обряд омывания святого Мира относился в древности к так называемым “обрядам восьмого дня”, которые совершались над новокрещенным по истечении указанного срока. До этого времени крещенный в Великую Субботу человек не мылся и не снимал белых одежд. В современном чинопоследовании данный обряд совершается в этот же день.
Священник читает молитвы, в которых просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать непоруганной, помочь, защитить его и даровать ему верность и терпение: “… щит веры его не навeтован от врагов соблюди; нетления одежду, еюже одеялся, нескверну в нем и неблaзнену сохрани…”.
Затем священник, читая вторую молитву, кладет руку на голову новокрещенного, произнося слова: “… возложи на него руку Твою державную и сохрани его в силе Твоея благости, некрaдомо обручение сохрани и сподоби его в Жизнь Вечную и в Твое благоугождение”.
Потом “разрешает пояс отрочате и пелены” и, соединив края их, омокает их в чистую воду и кропит новокрещенного, говоря: “Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего”.
Затем совершает губкой, напоенной чистой (теплой) водою, самое омовение частей тела, помазанных елеем и Миром, произнося слова:
“Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси; во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь”.
Произносимые при омывании святого Мира слова имеют свое значение:
“оправдался еси” – указывает на прощение грехов;
“крестился еси” – на освящение души и тела в водах Крещения;
“просветился еси” – на просвещение души верою;
“миропомазался еси” – на Таинство Миропомазания;
“освятился еси” – относится к Причастию, которое новокрещенные получали в древней Церкви в течение семи дней;
“омылся еси” – указывает на совершённый обряд омовения.

 

Пострижение власов
Пострижение власов с древности было символом послушания и жертвы. Этот обряд предваряется молитвой, в которой священник испрашивает благословение Божье на новокрещенного. Затем крестовидно постригаются волосы на голове крестившегося. Священник при этом произносит:
“Постригается раб Божий (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”.
Пострижение волос на голове совершается в том же порядке, в каком благословляется голова: вначале постригается затылок, потом – верхняя часть лба, дальше – правая и левая стороны.
Затем священник собирает остриженные волосы и отдает одному из восприемников, который вминает их в комочек воска и опускает в купель.

(487)

Добавить комментарий